Перейти к публикации
AUS

Почему прогорел поршень? (статья)

Рекомендованные сообщения

анализ различных повреждений поршней показывает, что все причины дефектов и поломок делятся на четыре группы: нарушение охлаждения, недостаток смазки, чрезмерно высокое термосиловое воздействие со стороны газов в камере сгорания и механические проблемы.

вместе с тем многие причины возникновения дефектов поршней взаимосвязаны, как и функции, выполняемые его различными элементами. например, дефекты уплотняющего пояса вызывают перегрев поршня, повреждения огневого и направляющего поясов, а задир на направляющем поясе ведет к нарушению уплотнительных и теплопередающих свойств поршневых колец.

в конечном счете это может спровоцировать прогар огневого пояса.

отметим также, что практически при всех неисправностях поршневой группы возникает повышенный расход масла. при серьезных повреждениях наблюдаются густой, сизый дым выхлопа, падение мощности и затрудненный запуск из-за низкой компрессии. в некоторых случаях прослушивается стук поврежденного поршня, особенно на непрогретом двигателе.

иногда характер дефекта поршневой группы удается определить и без разборки двигателя по указанным выше внешним признакам. но чаще всего такая "безразборная" диагностика неточна, поскольку разные причины нередко дают практически один и тот же результат. поэтому возможные причины дефектов требуют детального анализа.

нарушение охлаждения поршня - едва ли не самая распространенная причина появления дефектов. обычно это происходит при неисправности системы охлаждения двигателя (цепочка: "радиатор-вентилятор-датчик включения вентилятора-водяной насос") либо из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров. во всяком случае, как только стенка цилиндра перестает омываться снаружи жидкостью, ее температура, а вместе с ней и температура поршня, начинают расти. поршень расширяется быстрее цилиндра, к тому же неравномерно, и в конечном итоге зазор в отдельных местах юбки (как правило, вблизи отверстия под палец) становится равным нулю. начинается задир - схватывание и взаимный перенос материалов поршня и зеркала цилиндра, а при дальнейшей работе двигателя происходит заклинивание поршня.

после остывания форма поршня редко приходит в норму: юбка оказывается деформированной, т.е. сжатой по большой оси эллипса. дальнейшая работа такого поршня сопровождается стуком и повышенным расходом масла.

в некоторых случаях задир на поршне распространяется на уплотнительный пояс, завальцовывая кольца в канавки поршня. тогда цилиндр, как правило, выключается из работы (слишком мала компрессия), а говорить о расходе масла вообще трудно, поскольку оно будет просто вылетать из выхлопной трубы.

недостаточная смазка поршня чаще всего характерна для пусковых режимов, особенно при низких температурах. в подобных условиях топливо, поступающее в цилиндр, смывает масло со стенок цилиндра, и возникают задиры, которые располагаются, как правило, в средней части юбки, на ее нагруженной стороне.

двухсторонний задир юбки обычно встречается при длительной работе в режиме масляного голодания, связанного с неисправностями системы смазки двигателя, когда количество масла, попадающего на стенки цилиндров, резко уменьшается.

недостаток смазки поршневого пальца - причина его заклинивания в отверстиях бобышек поршня. такое явление характерно только для конструкций с пальцем, запрессованным в верхнюю головку шатуна. этому способствует малый зазор в соединении пальца с поршнем, поэтому "прихваты" пальцев чаще наблюдаются у относительно новых двигателей.

чрезмерно высокое термосиловое воздействие на поршень со стороны горячих газов в камере сгорания - частая причина дефектов и поломок. так, детонация приводит к разрушению перемычек между кольцами, а калильное зажигание - к прогарам.

как избежать прогара?

правила очень просты и вытекают из особенностей работы поршневой группы и причин появления дефектов.

тем не менее, многие водители и механики забывают о них, что называется, со всеми вытекающими последствиями.

хотя это и очевидно, но при эксплуатации все-таки необходимо: содержать в исправности системы питания, смазки и охлаждения двигателя, вовремя их обслуживать, излишне не нагружать холодный двигатель, избегать применения некачественного топлива, масла и несоответствующих фильтров и свечей зажигания. а если что-то с двигателем не так, не доводить его "до ручки", когда ремонт уже не обойдется "малой кровью".

при ремонте необходимо добавить и неукоснительно выполнять еще несколько правил. главное, на наш взгляд, - нельзя стремиться к обеспечению минимальных зазоров поршней в цилиндрах и в замках колец. эпидемия "болезни малых зазоров", когда-то поразившая многих механиков, все еще не прошла. более того, практика показала, что попытки "поплотнее" установить поршень в цилиндре в надежде на уменьшение шума двигателя и увеличение его ресурса почти всегда заканчиваются обратным: задирами поршней, стуками, расходом масла и повторным ремонтом. правило "лучше зазор на 0,03 мм больше, чем на 0,01 мм меньше" работает всегда и для любых двигателей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

×