Перейти к публикации
AUS

Почему прогорела прокладка? (статья)

Рекомендованные сообщения

дефекты прокладок после длительной эксплуатации автомобиля чаще всего связаны с вовремя не замеченными и не устраненными неисправностями системы охлаждения, реже - с нарушениями процесса сгорания (детонация, калильное зажигание). напротив, после ремонта двигателя по статистике в более чем 80% случаев прокладка повреждается из-за неправильной затяжки болтов (в том числе из-за несоблюдения момента и порядка затяжки).

перегрев - одна из основных причин повреждения прокладок.

да и не только их: при перегреве часто деформируется плоскость головки, а иногда и блока цилиндров.

ремонт в данном случае редко ограничивается только заменой прокладки. помимо обработки плоскости головки будет совсем не лишним найти причину перегрева в системе охлаждения - возможно, имеется неисправность термостата, вентилятора или просто течь шлангов.

но, допустим, двигатель был сильно перегрет, а прокладка вроде бы устояла. в подобных ситуациях два выхода: либо испытывать судьбу, ожидая, когда появится течь (а так оно, скорее всего, и будет), или все-таки сразу заменить прокладку. второе решение будет более удачным: ведь, как ни крути, а запланированный ремонт лучше неожиданной поломки в дороге.

если прокладка не обжата как следует, то она точно "потечет". обычно такое бывает, когда болты головки не затянуты должным образом. но подобные ошибки сегодня - скорее исключение, чем правило: необходимая информация есть теперь на любой сто. другое дело, когда все затянуто правильно, а прокладка не обжалась. в чем дело?

причины обычно кроются в нарушениях элементарных ремонтных технологий. например, в руководствах по ремонту пишут, что резьбовую часть болтов перед затяжкой надо смазать маслом.

а если не смазать? тогда момент затяжки почти весь уйдет на преодоление сил трения в резьбе, а вовсе не на прижатие головки к блоку.

может, это одна из причин того, что на некоторых современных двигателях резьбовая часть болтов имеет покрытие? такие болты смазывать не надо. а если серьезно, то "твердая" смазка гораздо более эффективна и значительно улучшает работу болтов (напомним, что у обычных болтов только 20-25% момента непосредственно преобразуется в усилие затяжки).

еще хуже, когда болты слишком обильно облиты маслом. в данном случае известное правило "кашу маслом не испортишь" не сработает: масло несжимаемо, заполнив резьбовое отверстие, оно просто не пустит болт дальше. и хорошо еще, если блок не треснет по резьбовым отверстиям.

на современных двигателях часто применяют болты, работающие на пределе текучести. после однократного использования их полагается менять на новые, поскольку они могут недопустимо вытягиваться.

известно, что в зависимости от материала и конструкции прокладки могут "слабнуть" под действием температуры и вибраций. и если после некоторого времени работы двигателя не провести повторной затяжки болтов, удельное давление в стыке головки с блоком может недопустимо снизиться, после чего прокладка "потечет".

повторную затяжку требуют не все двигатели и не все прокладки. но когда такие рекомендации дает производитель двигателя, выполнять их надо неукоснительно. если это не сделать, течь появится через несколько тысяч километров пробега автомобиля, что прямо укажет на причину такой неисправности.

к нарушениям процесса горения в двигателе относят детонацию и калильное зажигание. не вдаваясь в их природу (это тема отдельного разговора), укажем, что эти явления вызывают значительный рост температуры на отдельных участках камеры сгорания. чрезмерное давление в цилиндре, возникающее из-за преждевременного воспламенения топливной смеси, резко увеличивает нагрузки на головку блока, "растягивая" болты и уменьшая тем самым усилие сжатия прокладки. а ударные волны детонации "стучат" не только по ушам водителя, но и по окантовке прокладки гбц.

то, что именно нарушение процесса сгорания явилось причиной повреждения прокладки, часто удается установить по ее виду. в подобных случаях она нередко прогорает между цилиндрами. прогар по окантовке часто сопровождается эрозией поверхности головки блока и самой окантовки вблизи повреждения. изменение цвета материала прокладки возле окантовки также может свидетельствовать о высокой температуре в камере сгорания.

устранить причины, вызвавшие повреждение прокладки, нетрудно. достаточно установить правильный угол опережения зажигания, поставить требуемые для данного двигателя свечи и залить в бак бензин с соответствующим октановым числом. правда, в некоторых случаях этого может оказаться недостаточно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

×