Перейти к публикации
Baloo

АКПП автомобилей Subaru - общее описание

Рекомендованные сообщения

для улучшение эксплуатационных качеств на современных автомобилях применяется автоматическая трансмиссия, что позволяет снизить объем нагрузок, возлагаемых на водителя во время движения и благоприятно отражается на ходовой части, двигателе и скоростных качествах автомобиля. надежность, простота и гибкость эксплуатации автоматических коробок передач определили их широкое использование для всех категорий автомобилей.

на автомобилях subaru применяется, в основном, гидромеханическая с электронным управлением, 4-х ступенчатая автоматическая коробка передач е-4ат (или в других обозначениях - 4eat) производства компании jatco (jatco transtechnology), первоначально основанной как совместное предприятие mazda, nissan и ford. с 1999 года 80% акций jatco принадлежит компании nissan, поэтому иногда говорят, что у subaru ниссановские коробки, хотя для автомобилей этой марки выпускается собственная модификация акпп.

с 2002 года nissan motor, mitsubishi motors и jatco transtechnology (jatco) объявили о начале совместного производства автоматических коробок передач и вариаторов. согласно соглашению, заводы kyoto и mizushima будут объединены с jatco, для того, чтобы jatco transtechnology, стала ведущей компанией по производству at и cvt. в результате, jatco станет крупнейшей компанией в мире, производящей около 3.3 миллионов кпп в год. со временем они планируют увеличить производство до 4 миллионов. а mitsubishi открывает дочернее предприятие - diamondmatic co., ltd. (dmc).

динамика развития мирового автомобилестроения упорно наводит нас на мысль о том, что эра ручных коробок неизбежно подходит к своему закату. а стереотипы по поводу повышенного расхода топлива при езде на акпп, а также худшей динамики и более низкому сроку службы "автомата", безнадежно устарели. современные акпп, оснащенные электроникой и блокируемыми гидротрансформаторами, на сегодня лишены этих недостатков.

а все возможные возражения по поводу "ломучести" - это результаты плохого сервиса акпп в россии. возможно, как у более сложного агрегата, у акпп ниже, чем у механики наработка на отказ и дороже ремонт, но зато выше продолжительность ресурса и ниже общая стоимость эксплуатации.

по сравнению с ручной коробкой передач, автоматическая трансмиссия имеет следующие неоспоримые преимущества:

увеличивает комфортность и надежность вождения автомобиля за счет освобождения водителя от контрольных функций;

автоматически и плавно производит переключения, согласовывая нагрузку двигателя, скорость его движения и степень нажатия на педаль газа;

предохраняет двигатель и ходовую часть автомобиля от перегрузок;

допускает и ручной, и автоматический выбор режима движения и переключение скоростей.

заметим, что гидротрансформатор акпп - это не гидравлическое сцепление, а бесступенчатый преобразователь (трансформатор) крутящего момента (разности скорости вращения вала двигателя и привода передачи крутящего момента на колеса), который имеет коэффициент трансформации от 1 до 3 (1 при включении блокировки гидротрансформатора). то есть на старте, там где ручная коробка и жесткое сцепление "душат" двигатель низкими оборотами, гидротрансформатор не только позволяет двигателю сразу набрать обороты максимального момента, но еще и увеличивает его. именно поэтому, новейшие автоматы превосходят ручные коробки и по скорости разгона.

в автомате в одной передаче как бы "спрятаны" две полноценные передачи, и когда машина разгоняется на первой, скажем до 70 км/ч, то реально происходит следущее:

при нажатии педали газа в пол двигатель очень быстро набирает обороты максимального момента (4000-5000 об) и этот момент передает через передаточное отношение первой передачи (2,79) умноженое на передаточное отношения гидротрансформатора (от 1 до 3) - итого получается передаточное отношение около 8.

с увеличением скорости передаточное отношение гидротрансформатора уменьшается до значения близкого к единице и соответственно суммарное отношение становится около 3. а обороты двигателя начинают приближаться к максимальным.

(расчеты приведены для передаточного числа первой передачи 2,79).

заметим, что все это происходит без разрыва крутящего момента и практически сразу двигатель выходит в режим максимального крутящего момента.

так что в принципе автомат разгоняет машину быстрее чем механика, но необходимость комфортного (плавного) переключения передач заставляет конструкторов затягивать переключение. хотя устранить этот "недостаток" автомата не сложно: нужно поднять давление управления и упразднить примерно половину блока управления, только комфорт при этом будет как в танке (впрочем, именно так там и сделано).

кроме того, современные автоматические трансмиссии в некоторых режимах движения позволяют добиться более высокой экономичности по сравнению с механическими кпп за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и "интеллектуального" управления блокировкой гидротрансформатора.

полноприводная модель с автоматической коробкой передач (е-4ат) использует систему распределения тягового усилия при помощи гидромуфты (многодискового электронноуправляемого сцепления в масляной ванной), которая автоматически изменяет степень блокировки межосевого дифференциала (распределение тягового момента) в соответствии с выбором режимов коробки, а также при ускорении или торможении.

при обычной езде - в среднем 65х35 (перед/зад), но степень блокировки динамически изменяется: при равномерном и прямолинейном движении может "распускаться" до 90х10 (передача менее 10% момента на задние колеса невозможна даже при включенном предохранителе fwd), а при пробуксовках, заносах, разгонах и торможениях центральный дифференциал может блокироваться вплодь до 50x50.

примечание: специально заметим, что степень блокировки величина не постоянная. "муфта управления задним приводом" блокируется импульсно и степень блокировки динамически изменяется в процессе движения. поэтому можно говорить лишь о неком среднем значении, которое, в свою очередь, может "плавать" в зависимости от настроек tcu (transmission control unit), т.е. может зависеть от конкретной модели автомобиля.

примечание: на некоторых моделях с акпп, оборудованных дополнительным планетарным дифференциалом vtd (variable torque distribution), может быть реализовано ассиметричное распределение 35х65 и автомобиль более явно демострирует "заднеприводность".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

в руководствах по некоторым коробкам написано следующее:

непосредственно после подключения предварительно отсоединенного аккумулятора или сразу после смены трансмиссионной жидкости, вы можете почуствовать разницу в поведении трансмиссии.

это является следствием стирания информации, собранной бортовым компьютером об оптимальных моментах переключения трансмиссии вашего автомобиля, основанной на его текущем состоянии.

оптимальное переключение скоростей восстановится после некоторого времени.

данное примечание указывает на некоторую адаптивность блока управления акпп и объясняет изменение поведения автомобиля после длительной езды в определенных условиях.

однако не стоит "обольщаться" относительно данной опции. скорее всего, она реализована только в автомобилях с 98-99 гг. (где совмещены блоки управления двигателем и трансмиссией) и в любом случае "адаптация" сказывается только после 30-40 км езды в определенных условиях

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×