на автомобилях subaru (двигатель ej20 и его модификации) часто, но иногда могут возникнуть проблемы с устойчивостью холостого хода. хорошо еще, если об этом "сообщит" лампочка check : при проведении самодигностики она "выдаст" код неисправности n24 : "idle air control solenoid valve - open or short". но бывает и такое, что кода неисправности нет, а проблемы - есть: # двигатель запускается и через некоторое время "плавно" глохнет. # двигатель запускается с трудом, особенно при низкой температуре. # двигатель запускается, но обороты хх "держит" с трудом. # двигатель запускается, "входит" в режим прогрева, но после полного прогрева двигателя обороты остаются повышенными. # если нажать и отпустить педаль газа, то двигатель с трудом, невероятно медленно "скидывает" обороты. # при работе на хх двигатель работает "непонятно" : такое впечатление, что он то-ли "подтраивает" из-за неисправности в системе зажигания, то-ли что-то еще с ним случилось - трясется и вот-вот заглохнет ( точнее выразиться можно таким образом: " неправильный состав топливо-воздушной смеси"). тут самое время обратить внимание на "клапан холостого хода", который располагается неподалеку от дроссельной заслонки и имеет такую "примету" - выдавленные на корпусе буквы abc схема цепей ( управление) данного клапана приведена на рис. 1. сопротивление каждой из обмоток = 10.0 - 12.0 ом однако управление этим клапаном реализовано достаточно интересно: "управление при помощи шим" ( широтно-импульсной модуляции), что можно хорошо расмотреть на следующем рис. 2. здесь мы и видим "управление при помощи шим", то есть, те сигналы с компютера, при помощи которых управляется idle air control valve. частота сигналов около 250 гц ( плюс-минус 5 гц : автомобильный мультиметр показал 246 гц, а компютер высчитал с монитора 252 гц). изменяя скважность сигналов, компютер очень точно регулирует ( дозирует) дополнительный воздух, который поступает во впускной коллектор. возможные неисправности: если на панели приборов загорелась лампочка "показала" код неисправности этого клапана, то первым делом, конечно, не мешало бы проверить сопротивление обмоток клапана и исправностьвсех его цепей вплоть до компютера. если же check не горит, то тут уже надо снимать полностью сам клапан и, как выражается федор рязанов : " чистить черное до зеленого", то есть, отмывать (чистить, скрести и так далее) заслонку до естественного зеленого цвета. в большинстве случаев это помогает полностью. крометого>, следует помнить, что этот клапан управляется на основании сигналов thw, то есть датчика положения дроссельной заслонки и датчика температуры двигателя. неправильная регулировка tps, выход из строя thw могут привнести в работу iacv неприятные корректировки в худшую сторону . источник: http://www.tron.ru/articles/subaru/forester/206/